Архитектурный ликбез: стиль "Деконструктивизм"

16 августа 2019
Представляем Вашему вниманию статью об одном из самыз противовречивых стилей 20 века:

Деконструктивизм буквально переводится как деформация: разрушение построенной структуры, не зависимо от причин – будь то новое здание или его реконструкция.

Он, по сути, не является авангардным движением против архитектуры и несет в себе самостоятельную эстетику, не следует определенным правилам. Этот стиль открывает бесконечные возможности игры с формами и объемами.

Источником вдохновения первых деконструктивистов послужил советский конструктивизм. В начале 20 века художники-авангардисты нарушили правила классической композиции и представили серию рисунков, которые не соответствовали «геометрическим нормам». Их эксперименты переосмысливали традиционное восприятие пространства, и показывали людям бесконечные возможности формообразования.

Памятник третьему интернационалу. Архитектор В. Татлин<\/em>"]" style="text-align: center; max-width: 720px; margin: 12px auto 0px; font-family: 'Noto Sans Armenian', 'Noto Sans Bengali', 'Noto Sans Cherokee', 'Noto Sans Devanagari', 'Noto Sans Ethiopic', 'Noto Sans Georgian', 'Noto Sans Hebrew', 'Noto Sans Kannada', 'Noto Sans Khmer', 'Noto Sans Lao', 'Noto Sans Osmanya', 'Noto Sans Tamil', 'Noto Sans Telugu', 'Noto Sans Thai', sans-serif; font-size: 14px; color: gray; line-height: 18px;">Памятник третьему интернационалу. Архитектор В. Татлин

Конструктивизм стал отражением непростого периода истории: Первая мировая война, социальные потрясения — и эти неблагоприятные факторы неизбежно повлияли на архитектуру. Она считалась наивысшей формой искусства, влияющая на общество и находящаяся под его влиянием. Но расцвет конструктивизма был недолог: в 1930-х годах его сменил Сталинский ампир.

Павильон в парке архитектуры Цзиньхуа, Китай. Архитектурное бюро Herzog & de Meuron. <\/em>"]" style="text-align: center; max-width: 720px; margin: 12px auto 0px; font-family: 'Noto Sans Armenian', 'Noto Sans Bengali', 'Noto Sans Cherokee', 'Noto Sans Devanagari', 'Noto Sans Ethiopic', 'Noto Sans Georgian', 'Noto Sans Hebrew', 'Noto Sans Kannada', 'Noto Sans Khmer', 'Noto Sans Lao', 'Noto Sans Osmanya', 'Noto Sans Tamil', 'Noto Sans Telugu', 'Noto Sans Thai', sans-serif; font-size: 14px; color: gray; line-height: 18px;">Павильон в парке архитектуры Цзиньхуа, Китай. Архитектурное бюро Herzog & de Meuron.

Принято считать, что сама идея деконструктивизма, как и термин, впервые появились в 1980-х годах. Их автором является французский философ Жако Деррида. Он разработал идею фрагментации здания и изучения асимметрии в геометрии (вдохновленную конструктивизмом), сохраняя при этом основную функциональность пространства. Интересно, что Деррида — близкий друг Питера Айзенмана, одного их мэтров деконструктивизма.

Деконструктивизм привлек внимание широкой публики на выставке «Deconstructivist Architecture» в MOMA, Нью-Йорк, в 1988 году, организованной Филиппом Джонсоном и Марком Вигли. На ней представлены работы Захи Хадид, Даниэля Либескинда и многих других архитекторов, который позднее внесли огромный вклад в развитие этого направления.

Современный Еврейский музей в Сан-Франциско, архитектор Д. Либескинд<\/em>"]" style="text-align: center; max-width: 720px; margin: 12px auto 0px; font-family: 'Noto Sans Armenian', 'Noto Sans Bengali', 'Noto Sans Cherokee', 'Noto Sans Devanagari', 'Noto Sans Ethiopic', 'Noto Sans Georgian', 'Noto Sans Hebrew', 'Noto Sans Kannada', 'Noto Sans Khmer', 'Noto Sans Lao', 'Noto Sans Osmanya', 'Noto Sans Tamil', 'Noto Sans Telugu', 'Noto Sans Thai', sans-serif; font-size: 14px; color: gray; line-height: 18px;">Современный Еврейский музей в Сан-Франциско, архитектор Д. Либескинд
Музей дизайна Витра, Германия. Архитектор Ф. Гери.<\/em>"]" style="text-align: center; max-width: 720px; margin: 12px auto 0px; font-family: 'Noto Sans Armenian', 'Noto Sans Bengali', 'Noto Sans Cherokee', 'Noto Sans Devanagari', 'Noto Sans Ethiopic', 'Noto Sans Georgian', 'Noto Sans Hebrew', 'Noto Sans Kannada', 'Noto Sans Khmer', 'Noto Sans Lao', 'Noto Sans Osmanya', 'Noto Sans Tamil', 'Noto Sans Telugu', 'Noto Sans Thai', sans-serif; font-size: 14px; color: gray; line-height: 18px;">Музей дизайна Витра, Германия. Архитектор Ф. Гери.

В этом стиле строятся преимущественно музеи современных искусств, отели, реже — торговые центры. Каждое деконструктивистское здание как арт-объект — яркий, ни на что не похожий. Не хочет вписываться в городскую среду, режет пространство острыми углами. Требует больших площадей. Можно сказать, живет собственной жизнью.

Музей дизайна Холон, Израиль. Архитектор Р. Арад. <\/em>"]" style="text-align: center; max-width: 720px; margin: 12px auto 0px; font-family: 'Noto Sans Armenian', 'Noto Sans Bengali', 'Noto Sans Cherokee', 'Noto Sans Devanagari', 'Noto Sans Ethiopic', 'Noto Sans Georgian', 'Noto Sans Hebrew', 'Noto Sans Kannada', 'Noto Sans Khmer', 'Noto Sans Lao', 'Noto Sans Osmanya', 'Noto Sans Tamil', 'Noto Sans Telugu', 'Noto Sans Thai', sans-serif; font-size: 14px; color: gray; line-height: 18px;">Музей дизайна Холон, Израиль. Архитектор Р. Арад.

Поскольку это направление относительно молодое, оно смело пользуется всем, что предлагают современные технологии. Отчасти, их развитие и способствовало возможности развития деконструктивизма. Металлом отделываются поверхности, сверхпрочными арматурами поддерживаются выступы в стенах. Три кита деконструктивизма — стекло, металл и бетон. Реже — дерево или пластик. Окна и разные проемы заслуживают отдельного внимания. Рецепт идеального фасада от деконструктивистов: берем окна, раскидываем их в случайном порядке по стене. Можно поиграть разными формами и размерами. А где-то вообще оставить их «глухими».

«Дом искусств», Португалия. Архитектурное бюро FAT.<\/em> "]" style="text-align: center; max-width: 720px; margin: 12px auto 0px; font-family: 'Noto Sans Armenian', 'Noto Sans Bengali', 'Noto Sans Cherokee', 'Noto Sans Devanagari', 'Noto Sans Ethiopic', 'Noto Sans Georgian', 'Noto Sans Hebrew', 'Noto Sans Kannada', 'Noto Sans Khmer', 'Noto Sans Lao', 'Noto Sans Osmanya', 'Noto Sans Tamil', 'Noto Sans Telugu', 'Noto Sans Thai', sans-serif; font-size: 14px; color: gray; line-height: 18px;">«Дом искусств», Португалия. Архитектурное бюро FAT.

«Поверхность должна умереть. Доказательство» — название книги Даниэля Либескинда. И каждым своим проектом архитекторы-деконструктивисты действительно это доказывают.

Материалы для статьи и изображения: https://legko.com/blog/p/dekonstruktivizm-v-arhitekture, https://www.archidizain.ru/2018/10/blog-post_7.html